Аварии на дорогах привели к появлению на автомобильном рынке двух антиподных сегментов — восстановление и выкуп битых авто. В данном случае внимание будет уделено аспектам автовыкупа.
Об аварийных автомобилях речь зашла не просто так. Ведь это одна из самых распространённых причин, по которым собственники расстаются со своими машинами.
Как показывает статистика, большинство водителей, если их машина пострадала в ДТП, всё-таки надеются исправить положение. Но реализуются такие надежды отнюдь не всегда. Ведь тут речь идет о довольно серьезных повреждениях:
- кузов деформирован более чем на 40%-45%, деформации глубокие и занимают обширную площадь, зазоры нарушены;
- внутренние дефекты системы, делающие невозможной нормальное функционирование коробки передач, движка, валов, тормозных колодок;
- критичное изменение угла наклона колёс в результате деформаций, когда сильно повреждается система «сход-развал»;
- салон автомобиля требует дорогостоящего обновления (установка новых кресел, необходимость замены обивки и т.п.).
Машина после такого экстремального «рестайлинга» или теряет саму возможность передвижения, или при сохранении потенциала самостоятельной езды, кататься на таком авто просто невозможно и опасно. Да и противозаконно. Бывает, автомобиль остаётся ходовым и допустимым к выезду на шоссе, но совершенно теряет дизайн и привлекательный внешний вид. Часто подобное оказывается критичным, особенно если машина использовалась для пассажирских или курьерских перевозок. Дополнительно можно указать ряд юридических, ситуативных факторов:
- однозначным виновником ДТП признается владелец авто (грозит издержками в виде компенсаций другим лицам, задействованным в происшествии);
- в ДТП нет участников, кроме владельца: машина повреждается о неодушевлённое физическое препятствие, ещё хуже, если такое препятствие тоже получает урон, но при этом оказывается чьей-то собственностью (частной или муниципальной), тогда возникает угроза дополнительного расхода в виде денежной компенсации владельцам;
- ситуация не подразумевает получение страхового взноса за машину (страховой случай не признан, или страховка просто отсутствует);
- автомобиль был приобретён в кредит, и банковская задолженность остаётся непогашенной.
На практике типична ситуация, когда битый автомобиль начинает приносить своему владельцу только убытки:
- достаточно посмотреть на большинство дворов в наших городах, чтобы убедиться в устаревании самого понятия гаража, а значит, разбитую машину придётся отправлять на платную стоянку;
- а почему же не воспользоваться той самой бесплатной дворовой парковкой – не понаслышке знакомые с авариями автовладельцы скажут, что даже сейчас от разбитой машины запросто могут что-нибудь отвинтить на запчасти;
- нефункционирующее авто по-прежнему находится под налоговым прессингом, а точнее, его владелец;
- наконец, нужно понимать, что простой аварийного автомобиля будет неуклонно понижать его и без того упавшую цену, время здесь работает против автовладельцев.
Преимущества и недостатки автовыкупа специализированной конторой
Отсюда вывод: для большинства автовладельцев серьёзное ДТП является поводом «скинуть» старого «железного коня» и приобрести нового. Итак, отслужившего «коня» однозначно нужно сбыть с рук, перевести этот капитал в финансовую наличность. Здесь два варианта:
- самостоятельная продажа на вторичном рынке;
- обращение в компанию, проводящую сделки по автовыкупу.
Сейчас всё чаще люди обращаются в специализированные конторы по выкупу авто, в том числе и сильно повреждённых или изношенных. Сделка с подобной организацией имеет массу преимуществ:
- фирма берёт на себя все нюансы оформления сделки;
- фирма гарантирует законность и юридическую прозрачность;
- фирма обеспечивает клиента полным объёмом необходимой информации о сделке;
- сам процесс проходит в максимально сжатые сроки – организация сама заинтересована как можно скорее заключить с клиентом договор купли-продажи и передать оговорённую сумму в удобной для клиента форме;
- фирма собственными силами осуществляет эвакуацию машины;
- наконец, если транспорт находится в обременении (например, автокредит), фирма занимается урегулированием всех вопросов с кредитором.
Для владельца авто главным будет вопрос – оценка, какую цену предложит компания. Можно воспользоваться услугами независимого эксперта по оценке.
Прибегая к услугам стороннего оценщика, следует помнить несколько моментов:
- техник-оценщик должен иметь диплом и быть занесён в Федеральный реестр, а также удостоверение оценщика (иной документ, дающий право заниматься экспертной деятельностью);
- после ДТП машина не должна подвергаться никаким техническим манипуляциям;
- оценка проходит в светлое время суток, а если ТС стоит в закрытом помещении, требуется очень хорошая освещённость.
Нюансы оценки машины
Имея дело с фирмой-выкупщиком, полезно уметь ориентироваться в сфере оценке автомобилей б/у. Можно назвать несколько основных критериев, которые определяют цену той или иной машины:
- Пробег. Тут имеет место жёсткая обратная корреляция: чем больше пробег, тем ниже цена транспорта. В российской практике весьма распространены скручивания одометра. Когда у какой-нибудь 25-летней BMW пробег даже до 200 тыс. км не дотягивает, что, разумеется, выглядит подозрительно.
- Состояние кузова, салона и моторного отсека. Дизайн кузова и салона имеют большее значение, чем многие полагают. Мелкие царапины, вмятины, сколы и трещины не влияют на функциональность авто. И тем не менее, это серьёзный повод для ощутимого сбавления в цене. Покупатель всегда хочет получить не только функциональную, но и внешне привлекательную машину. Даже запах табачного дыма в салоне может «отобрать» n-ое количество денег. Между прочим, именно по салону чаще и судят. Мелкие вмятины на кузове можно выправить, трещины скрыть новым покрытием. Однако потёртости на руле, рычаге КПП и педалях скажут многое об истинном возрасте ТС.
- Механическое состояние. Данный пункт определяет функциональность машины, в каком состоянии находятся её рабочие, движущие механизмы. Тема очень обширна. Кратко можно сказать, что дым из выхлопной трубы при прогретом движке, чрезмерно шумная подвеска, постоянные масляные потёки, дёрганья машины при переключении передач – всё это указывает на далеко не идеальное состояние «внутренностей».
- Ржавчина. В первую очередь, поражаются коррозией тормозные магистрали. Большое влияние здесь оказывают агрессивные реагенты зимних дорог. Поверхностная ржавчина легко ретушируется, а вот проникающая обязательно повлияет на стоимость, т.к. незаметно устранить её невозможно.
- Географическая зона продажи. Окружающая среда различается по степени агрессивности. Южные регионы более щадяще относятся к ТС, тогда как в более северных районах авто теряет сначала вида, а потом и отчасти функциональность гораздо быстрее.
- Ну и конечно, имидж бренда. Например, Toyota позиционируется как более престижный и качественный автомобиль, чем Hyundai.
Оценщики компании работают в рамках похожей схемы критериев.
Краткое описание процедуры заключения сделки по выкупу авто
Обращение в специализированные фирмы по автовыкупу серьёзно упрощают процедуру перевода подержанного автомобиля в финансовую наличность:
- от клиента поступает запрос в фирму (звонок, заполнение онлайн-бланка);
- менеджер компании даёт первичную консультацию, если клиент предоставит фотографии и подробное описание машины, можно сразу получить предварительную оценку;
- оценщик фирмы выезжает на место, проводится оценка ТС;
- выкупщик связывается с банком-кредитором и полностью погашает задолженность клиента;
- авто юридически снимается с учета, привязанного к автовладельцу;
- оставшуюся денежную разницу компания передает бывшему собственнику ТС в любой удобной для него форме.
Это отличная альтернатива длительному поиску покупателей среди частных лиц. Ведь мало кто захочет приобретать автомобиль, чтобы потом, например, иметь дело с третьей стороной, выступающей частичным совладельцем машины (реализация кредитных машин).